ZOO-S&D или типология собственника (3/3)

Окончание. Начало см.  ZOO-S&D или типология собственника (1/3) и (2/3)

“Акула бизнеса” – излюбленное клише журналистов, которым, увы, невозможно охарактеризовать все типы бизнесменов. Более того, в модели ZOO-S&D®  даже в группе ВД-, мы выделили Волка - отечественную разновидность “акул”. Отличия Волка от “акул” (т.е. от западного типа инвесторов): адекватность “привычному лесу” - постсоветскому бизнес-пространству, правовой и образовательный нигилизм, игра без правил (“беспредел”) и с меньшим капиталом. Впрочем, зачастую «он стремится откусить больше, чем может проглотить…но все же глотает это» (У. де Милль).

Вол (НС+). В каком случае мы можем говорить о ‘статическом’ и ‘низкорисковом’ типе руководителя? Чаще всего, когда пример того как надо работать для сотрудников являет сам глава компании (зачастую выросший в недрах своего бизнеса). Он старается построить надежный, продуктивный бизнес, не зарится на чужую собственность и, без острой необходимости, не прибегает к рискованным проектам и инструментам (как, например, взятка). ВолЫ требовательны к подчиненным, и - хоть и не слишком щедры по натуре - в роли главных собственников, они обычно не исключают (и даже приветствуют), возможность наделения лучших менеджеров и работников акциями предприятия.

С точки зрения стейкхолдеров – это, во многом, желаемый тип лидера. К Волам можно вполне отнести украинского сахарозаводчика, миллионера и мецената Николу Терещенко: «Упорным трудом и бережливостью он создал себе имущество, даровавшее ему широкую известность и независимое положение» [1]. При благоприятной конъюнктуре компания, которую тащит на своих плечах Вол, может длительное время успешно развиваться.

Медведь (НС-) – это антипод „Орла”,  а от „Вола” он отличается своим негативным ИЦП. Представители данной группы, преодолевая природную малоподвижность, всячески используют госструктуры и, наряду с „лисами” и „волками”, составляют основу теневой экономики и т.н. „красного директората”. Они могут долго злоупотреблять доверием стейкхолдеров (чаще всего – доверием других акционеров или сотрудников). Медведи обычно занимаются „проеданием” стоимости, как бизнеса, так и госбюджетных средств, до тех пор, пока их не побеспокоят в их „берлоге” и пока в ней остаются „припасы”.

Хоть и большинство МЕДВЕДЕЙ избегают публичности, на постсоветском пространстве за примерами далеко ходить не надо. Ну, скажем, Р.В., характеризуемый в СМИ как типичный Медведь: «”Г.П." – это сплошная программа целенаправленной помощи непонятным компаниям, симпатичным Р.В. и его друзьям. В адрес этих компаний ”Г.П.” направляет свои финансовые потоки, продает им по дешевке свои активы, делает эти компании богатыми за счет своих акционеров (в т. ч. за счет государства, владеющего 40% акций Г.П.)… ”Г.П.” продает “И.” газ по цене внутреннего рынка (6-8 долл. за тыс. кубометров), а “И.” перепродает газ потребителям по ценам, приближенным к мировым (80-100 долл.).» [3].
С развитием рыночной экономики и правового государства сокращается “ареал обитания” данного типа собственников, чему они, естественно, активно сопротивляются, образуя костяк соответствующих политических партий и блоков.

Обезьяна (НД+). Этот тип лидера легко находит общий язык с различными людьми, прекрасно проводит переговоры, организует проектные команды. Изобретая нечто свое путем комбинаций, а, еще чаще, просто копируя чужие идеи, Обезьяны выстраивают свой бизнес, выбирая наиболее динамичные модели развития и вовлекая в них подчиненных. Диверсификация, оборот и низкая маржа – также типичные характеристики их бизнеса.
Основатель российской мультифранчайзинговой компании Владимир Д. учил своих последователей: «Лучший отдых – это смена занятий. Как личность, как все в нашем мире, компания должна непрерывно совершенствоваться, развивать свою философию, обновлять продукцию, реагировать на запросы общества, потребителей, отвечать на вызовы времени. Динамично развивающаяся компания быстрее других преодолевает препятствия, кризисы, потрясения рынка… Прибыль дается нам не для глупого накопительства, бездумного потребления, прожигания жизни, а для добрых дел… Учись до глубокой старости. Профессиональное совершенствование – главное дело карьеры в бизнесе, условие создания суперпродуктов». [3].

Помимо указанного в табл.1, характерными рисками Обезьян являются излишняя диверсификация (которая, как известно дорогого стоит). Кроме того, постоянные смены курса, могут доводить подчиненных до нервного срыва.

Лис (НД-) Изворотливость и осторожность, наряду с негативным ИЦП характеризуют последний из описываемых нами типов. Ловко манипулируя людьми и информацией, они вам улыбаются, но все делают по своему. Лис неплохо предусматривает непредвиденные обстоятельства и хода противников, уходит хорошо защищая свои тылы. Один опальный российский олигарх (очень „по-лисьи”) как-то сказал: «Бизнес у меня остался в России, просто им неизвестно какой…Чтобы арестовать мой бизнес, нужно арестовать весь бизнес, существующий в России.» [3].

ЛисЫ, когда остаются „не у дел”, хоть и являются абсолютными антиподами „львам”, вполне могут работать у них или других типов собственника по найму. При четком контроле их действий, из них могут выйти неплохие советники, коммерческие директора, а также, при наличии специального образования, финансовые менеджеры.

Таким образом, уникальность каждого собственника - можно сказать ‘его характерная ДНК’ - была идентифицирована нами при помощи трехмерной модели ZOO-S&D®, координатами которой являются (1) требуемая доходность - склонность к риску, (2) мобильность и (3) индивидуальный ценностный приоритет.[1] Это позволяет выделить восемь основных типов собственников c их уникальными личностными характеристиками, что представляется наиболее важным с точки зрения:
а) базовых принципов формирования подвластных им бизнес-структур;
б) их общей и инвестиционной стратегии;
в) процесса принятия решений и стиля руководства;
г) способов контроля, внутренних и внешних коммуникаций;
д) доминирующих корпоративных ценностей и культуры.

Безусловно, тремя указанными координатами не исчерпывается психологический портрет отдельного собственника. Поэтому, резюмируя данную работу, хочется заметить, что вдумчивый читатель, несомненно, найдет где, когда и каким образом он сможет воспользоваться предложенной моделью ZOO-S&D®. Нам же, в качестве итоговой рекомендации, хотелось бы предостеречь его от поспешных выводов относительно каждой конкретной личности, которая в бизнесе и в жизни - развиваясь с их течением - всегда более глубока и отлична от любой умозрительной модели. 



Мих. Сорокин, к.э.н.,
Международный институт бинеса.

Автор приносит огромную благодарность слушателям программы Executive МВА за их невольное содействие в написании данной работы.

Иллюстрации: Ирина Чуботина

Использованная литература
1.       Васильева Е.К., Пернатьев Ю.С. 50 знаментых бизнесменов ХІХ – начала ХХ в. – Харьков: Фолио, 2004. – 510 с.
2.       Росс Н. Уроки Уолл-стрит. – М.: Издательский дом „Вильямс”, 2005. – 416 с.
                        3.       Скляренко В.М., Щербак Г.В., Мирошникова В.В. 50 знаменитых бизнесменов. – Харьков: Фолио, 2004. – 510 с. – (100 знаменитых ).

Опубликовано в авторской редакции. Статья впервые напечатанаЖурнал "Финансовый директор" –2006, - №7., С. 74-79.
С презентацией доклада "Психологический портрет инвестора: модель ZOO-S&D" в формате PDF можно ознакомиться по ссылке.

[1] Подчеркнем, что кардинальное различие между инвестором со знаками „плюс” и „минус” состоит в том, что для первых деньги не заслоняют собой людей. В этой связи характерны слова вышеупомянутого Дж. Темплтона в обращении к акционерам своего инвестиционного фонда: „Разница между деньгами и любовью состоит в том, что отдав какую-то часть денег, вы останетесь с меньшей суммой. Если же вы отдаете любовь, то с вами остается еще большая любовь”[2]

Комментариев нет: